Мальчик Павлик строил город из песка. По ночам шли дожди, песок был влажный и хорошо лепился. Сначала Павлик построил толстые и массивные стены, вокруг стен сделал ров, или водоотвод, внутри стен – дороги и дома. Дороги мальчик решил выложить гравием, валявшимся повсюду вокруг песочницы, дома строил из песка. Крыши мальчик накрыл соломой и сухой травой. На один домик соломы не хватило, идти за новой порцией уже не хотелось, и Павлик просто накрыл домик плоским камнем. Подумав ещё, оно придал домику сходство с башней за счёт стрельчатых окошек и зубцов на крыше. “Прямо, дом волшебника”, – подумалось ему.
“А, теперь нужно добавить растительности”, – озарило вдруг Павлика. Он прошёлся по округе, наломал веточек с листьями – будут деревьями, насобирал мха – будут кусты, нарвал травы и застлал ею промежутки между дорогами – станут лужайки.
Город получился большой и красивый – мальчик невольно залюбовался своей работой. Только вот как-то пусто в городе. Чего-то не хватает. “Точно, люди, не хватает людей!” Мальчик задумался, из чего бы сделать человечков. Из песка – слишком долго и ненадёжно, ими нельзя потом играть. Из камней – неинтересно. Тогда он попробовал скрутить человечка из травы – если сорвать пучок, сложить его пополам, перевязать в двух местах, а снизу расщепить на две части и снова перевязать каждую, получится вполне себе тело с ножками. Ручки можно сделать из другого пучка поменьше.
Потренировавшись немного, Павлик приспособился делать травяных человечков очень быстро, и город начал заселяться. Появились жители домов, строители, торговцы, пешеходы, полицейские, воры и разбойники, животные и фермеры, родители и дети. Из особо крупного пучка даже получился волшебник. Мальчик делал очередного человечка, определял ему род занятий, произнося его вслух, и ставил человечка в надлежащее ему место. Некоторые человечки получались косые и кривые, Павлик ничего не исправлял, пусть будут, как есть.
Он так увлекся, что не заметил, как наступил вечер.
– Павлик, пора домой! – раздалось из окна.
Мальчик в это время делал очередного человечка, но фантазия иссякла, кем же этот человечек будет. Да и игра уже немного надоела, хотелось в тепло и кушать, поэтому мальчик, едва доделав очередного травяного жителя, просто бросил его в песочный город и со словами “Мне пора домой!” и побежал в сторону зовущего его голоса.
***
Маленький человек шел по улицам большого города. Вокруг что-то происходило: строители воздвигали или укрепляли сооружения, пешеходы шли мимо с очень занятыми и озабоченными лицами, пастухи вели стада овец и коз, торговцы нахваливала свои фрукты. Только человечек чувствовал себя неуютно, он не до конца понимал, кто он и что должен делать. Своим растерянным видом, он, казалось,раздражал окружающих. “Смотри, куда идёшь!”, “Тебе заняться нечем?”, “Шляются здесь всякие без дела!” – слышал он вокруг.
“Я бы и рад чем-то заняться, только вот чем?” – думал человечек. Он уже завидовал всем этим очень занятым созданиями вокруг – они точно знали, кто они и что должны делать.
Он попробовал тоже занять себя чем-то. Пристроился было к дворникам, но они его почему-то прогнали метлой. Подошёл к торговцам, но и те выгнали с рынка окриками. Попробовал помочь строителям. Сначала, вроде бы, все ладилось, а потом по его вине пошла трещина в песочной стене. О результатах и говорить не стоит.
Чем больше пробовал что-то делать человечек, тем больше пинков и окриков он получал, тем ниже опускалась его голова. Теперь он ещё и чувствовал стыд за свою бесполезность и неспособность. В конце концов, он просто сел на лужайку и заплакал.
Мимо проходил старичок с собакой. Вид у него был немного странный, перекошенный: одна рука длиннее другой, ноги тоже неравномерные, отчего старик прихрамывал и сгибался немного на одну сторону. Старик почему-то не прошел мимо несчастного человечка, а присел рядом:
– Чего плачешь?
– Я, я не знаю. Все чем-то заняты, все знают, что им делать, а я нет!
– И ты из-за этого плачешь?
– Ну да.
– Пустяки!
– Совсем нет! Вот Вы-то знаете, что Вам делать.
– И что же я делаю, по-твоему?
– С собакой гуляете, очевидно же.
– Да? Что-то я не задумывался.
– Но именно это Вы и делали. Все что-то делают, все чем-то заняты, у одного меня дела нет.
– Так займись чем-то!
– Я пробовал, у меня ничего не получается, я только мешаю всем. Со мной что-то не так.
– Хм, интересно.
– Я все спросить хочу. Вот вы, например, откуда вы поняли, что ваше дело – гулять с собакой?
– Хороший вопрос. Не знаю. Как-то оно само.
– Все так говорят. Но почему у меня “это само” не складывается?
– Погоди, я знаю, кто тебе может помочь. Пошли.
Кривой человек с собакой с трудом поднялся, взял поводок и пошел вдоль улицы. Человечек-без-дела поспешил за ним.
Через какое-то время плутаний по мощеным камнем улицам они пришли к башне на окраине города. Вид она имела какой-то мрачный: узкие окна-бойницы, а вместо уютной соломы на крыше – каменная плита и зубцы.
– Кто здесь живёт? – совсем оробел Человечек-без-дела.
– Колдун. Говорят, он все знает.
Как ни странно, колдун оказался не такой уж страшный, хоть и огромного роста. Он благодушно принял гостей и даже согласился им помочь.
– Ты говоришь, не знаешь, для чего тебя создали? – уточнил тот, почесывая бороду и поглядывая на Человечка-без-дела с интересом.
– Э-э-э создали? Нас кто-то создавал?
– Ну да, для тебя это загадка, что нас создали?
– Не знаю. А кто нас создал?
– О-о-о, это огромное, великое, всемогущее существо. Это ещё было на заре мира. Оно нас создало, дало нам имена и назначило нам род занятий.
– А мне, видать, не назначило.
– Такого быть не может. Нужно только вспомнить.
– Вспомнить что?
– Слово, произнесённое Высшим существом, когда оно тебя создавало.
– Но как?
– Сейчас.
Колдун достал посох и начал водить им перед глазами человечка:
– Твои глаза закрываются. Ты погружаешься в сон. Итак, что ты видишь?
– Я вижу большое прекрасное существо. Оно похоже на нас, только намного сложнее, совершеннее и красивее. Оно просто великолепно!
Человечек-без-дела не лукавил, он увидел перед внутренним взором образ Павлика, и вид мальчика навсегда поразил его сердце.
– Что оно говорит?
– Сейчас. Вот, оно говорит: “Мне пора домой!”
– И это все?
– Да.
– Послушай ещё.
– Нет, оно только это говорит.
Колдун отложил палку, ещё раз задумчиво почесал бороду:
– Вот и нашлось твое дело.
– Это какое же? – ничего не понял Человечек-без-дела.
– Ну … тебе пора домой.
Человечек снова ничего не понял, вопросительно посмотрел на Колдуна, но по его взгляду понял, что разговор окончен.
Старик и человечек покинули колдуна в задумчивости.
– Ты понял, что тебе делать? – спросил старичок с собачкой.
– Думаю, да. Мне нужно искать мой дом.
– Пойдешь сейчас?
– Да, сейчас же отправляюсь в путь, нельзя терять не минуты. Спасибо большое за помощь!
Они очень тепло попрощались, и каждый пошел своей дорогой.
Теперь у человечка появилось дело, соответственно, он больше не был Человечком-без-дела, а стал Человечком-ищущим-дом. Он бродил по улицам города уже с целью. Его больше не толкали, не гоняли и не тыркали, да и он больше не чувствовал себя таким неприкаянный и одиноким, потому теперь у него было дело. На все расспросы он гордо отвечал: “Я ищу дом. Это и есть мое дело”. Все пожимали плечами: странное дело какое-то, вот у нас, например, просто есть дом, мы его не ищем. Но расступались и оставляли человечка в покое.
В общем, жизнь, казалось, начала налаживаться. Смысл теперь в ней был, было занятие, если бы не одно но: дом никак не находился. У всех он был, а у нашего человечка не было. И находиться не желал. Все дома уже принадлежали кому-то, из всех домов его выпроваживали и предлагали искать дальше. Иногда с руганьем, иногда и с сочувствием, с пожеланием удачи в поисках.
Солнце давно село за горизонт, стемнело, а дом так и не нашелся. Когда совсем стало темно, человечек грустно присел на камень.
– Пойдем ко мне домой, – услышал он знакомый голос за спиной. Человечек-ищущий-дом оглянулся и увидел давешнего старика с собакой.
– Я не могу, – грустно ответил человечек.
Я должен найти свой дом, это очень важно.
– Для чего это важно?
– Для меня, для Него.
– Для кого него?
– Того, кто нас создал.
– Ты ещё веришь во все эти сказки?
– Я видел Его! И слышал Его голос!
– Если даже это так, ты думаешь, он помнит он нас?
– Я не знаю, надеюсь, да. Мне очень хочется в это верить.
– Послушай, погода портится, пошли ко мне. А завтра утром ты снова продолжишь свои поиски.
– Я не могу, не могу. Как ты не понимаешь, мне пора домой! К себе домой!
Тем временем, погода действительно испортилась. Подул сильный ветер, подхватил и повалил несколько деревьев. Затем начался дождь. Жители песочного города быстро попрятались по своим домикам. На улице оставались только два травяных человечка, один из которых странно перекошенный и с собачкой на соломенном поводке.
– Заклинаю тебя, пошли домой.
– Иди, у тебя есть дом, тебе есть куда идти.
– Пусть мой дом будет и твоим домом.
– Это твой дом, а не мой. Он сказал, что мне пора домой, но не создал мне дома. Он дал мне невыполнимое задание. Я буду сидеть здесь, пока он не придет и не разъяснит все мне!
– Он не придет и не разъяснит. Он забыл о нас!
– Нет, я не верю в это! Я видел его, он такой чудесный, такой добрый. Он похож… на ребенка. Он не может быть злым! Я верю, что он придет!
– Дождь усиливается, если мы так и будем здесь сидеть, наша трава вымокнет и раскиснет.
– Иди ты, прячься, тебе не стоит гибнуть из-за меня. А я не вижу смысла цепляться за свою солому, если в моей жизни нет смысла. Я буду сидеть здесь и ждать свою судьбу.
– Значит, и я буду сидеть тут рядом с тобой.
– Ну почему ты?
– Я не встречал других, похожих не тебя. Только ты как будто по-настоящему живой, остальные больше похожи на соломенных кукол. Если тебя не станет в этом городе, я тоже не вижу смысла в нем оставаться.
***
Гроза разыгралась не на шутку. Мальчику Павлику в эту ночь не спалось, и мешали не только раскаты грома и непрекращающиеся всполохи в небе. Впервые он все время думал о своем песочном городке. Что там с ним? Что с его человечками? Он не мог объяснить, почему ему это так важно, но ему хотелось выбежать из дома и бежать к песочнице, как будто его там кто-то ждал или звал. Он даже встал с кровати, одел тапочки и подошёл к двери, но тут в комнату вошла мама:
– Павлик, ты почему не спишь?
– Мам, можно я на улицу?
– Нет
, конечно. Там гроза и очень сильный дождь.
– Там мой город, я боюсь за него.
– Какой еще город?
– В песочнице.
– Не говори глупостей, завтра новый построишь. А сейчас в кровать и засыпай.
Мама накрыла Павлика одеялом, поцеловала в макушку и прикрыла за собой дверь. Павлик и сам понимал, что завтра он выстроит что-то новое. Он каждый день так делал. Но что-то особенное было в сегодняшнем городе, что-то, что не каждый день получается.
На следующее утро сразу после завтрака мальчик прибежал к песочнице. Масштаб разрушений, как он и ожидал, трудно было переоценить: дождь размыл весь город, перемешал камни с песком, ветками и травой. Ничего не осталось целым. Слёзы брызнули из глаз Павлика: почему-то города было очень жалко. Он ходил среди руин, утирая глаза руками, как вдруг наткнулся на две, нет, целых три невредимые фигурки. Посреди размокшего песка и камней лежали два грязных травяных человечка и одна собачка. Мальчик был безумно рад, как будто нашел старых друзей, слёзы тут же высохли. Он бережно, словно сокровище, поднял соломенные фигурки с земли, отряхнул их от песка и грязи и понес Домой.
Автор статьи Юлия Джемилова. Страница автора.
Очень интересные добрые произведения