Маленькое яблочко лежало в траве. Стояла ранняя тихая осень, светило нежаркое солнце, дул лёгкий ветерок – все жило своей жизнью, и только яблочко грустило. Оно вспоминало свою жизнь, прошедшую, законченную и уже никому не нужную.
Вот, оно было цветков – белым душистым, нежным. Около него вились роем шмели и жужжали свои чудесные комплименты. Это было прекрасно, жизнь была беззаботная, кипела энергией, вокруг – только воздушные, нежные, ароматные цветы и подобострастные шмели, и, казалось, этому не будет конца. Тогда весь мир был простым и ясным: жизнь – это непрекращающийся праздник, нужно радоваться, наслаждаться, брать от нее все, а взамен отдавать свой аромат и красоту, в этом и есть их, цветов, предназначение.
Но неожиданно сказке пришел конец: однажды чудесные белые лепестки начали осыпаться.
Цветочек сильно расстроился: “Неужели я умираю?”. От этих мыслей щемило где-то в самой сердцевине. Вокруг происходило то же самое: все друзья по беззаботной жизни теряли стремительно свой цвет и аромат. Когда наш цветок расстался с последней белой одежкой, он поник, решил, что это смерть пришла. Жить было больше незачем. Он закрыл свою сердцевину и заснул.
Когда он проснулся, что-то изменилось и вокруг, и в нем самом. Вокруг не было больше цветов и шмелей, но шелестели какие-то зелёные клейкие пластинки.
– Что это, где я? я умер?
– Нет, ты не умер. Ты преобразился, хотя пока остался там же, где был, – услышал он такой родной спокойный голос.
– А где все цветы? И что это такое зелёное вокруг?
– Зелёное – это листья. А цветы превратились в яблоки.
Цветочек пригляделся: вокруг под листьями действительно красовались какие-то маленькие зелёные шарики.
– А со мной теперь что?
– И ты тоже теперь яблоко.
– А ты кто?
– А я дерево.
– Но я не вижу тебя!
– Ты смотришь прямо на меня.
– Я смотрю на листья и другие яблоки.
– Они это тоже я.
Яблочко ничего не поняло. Оно решило не думать пока об этом, а вместо этого попытаться оглядеть себя: не было больше лепестков, пыльцы, сердцевины, не было той лёгкости и аромата, но оно ощущало себя как что-то крепкое и цельное.
Как теперь жить в новом обличье, и главное, зачем, было пока непонятно. Никаких сладкоречивых шмелей вокруг не было, никакого веселья, наглые листья росли и заслоняли собой весь обзор, было тихо и как-то скучно. Но яблочко мало-помалу начало свыкаться с новой жизнью.
Самую большую радость теперь доставляли солнечные лучи, но их доставалось нашему яблочку совсем немного. Оно висело на одной из нижних веток ближе к стволу, и солнце закрывали многочисленные листья, а потом и более крупные удачливые собратья.
А тут ещё прошел новый слух: некоторые яблоки, росшие повыше и поближе к солнцу начали рассказывать, что они поняли смысл жизни. Смысл жизни, оказывается, состоял в том, чтобы вырасти красивым, крупным, красным яблоком, чтобы его потом собрал Садовник. Кто такой Садовник и зачем ему собирать яблоки, никто толком не знал, но все были уверены, что это очень почётно.
С этих пор началась гонка – кто быстрее вырастет и покраснеет. Счастливчики, росшие наверху, поближе к солнцу, краснели и наливались соком быстрее всех и постоянно хвалились своими новыми бочками. Яблочки, росшие пониже в тени не могли ничем похвастаться и просто тихо или даже громко завидовали. Они часто ссорились и чуть не дрались за место под солнцем. Наше яблочко не участвовало ни в этой гонке, ни в потасовках и ссорах. Оно уже смирилось со своей участью, с тем, что не суждено ему вырасти большим и красным, не будет ему никогда достаточно солнца. Но его грела тайная надежда, что, когда придет Садовник, он оценит его смирение и возьмёт и его тоже.
И вот наступил этот долгожданный день: пришел Садовник с большими корзинами и действительно собрал все самые крупные и красные яблоки. Зелёные и мелкие, к их огромному разочарованию, он не тронул.
У некоторых яблок, росших подальше от ствола, теперь появилась возможность увидеть солнце и вызреть, но не у нашего яблочка. Оно висело близко к стволу, и его ситуация не изменилась, солнца больше не стало, а вот надежда растаяла.
Второй раз за свою недолгую жизнь воззвало яблочко к кому-то большому: “Моя жизнь бессмысленна! Зачем я живу?”
– И ты нужен, – услышал он краткий спокойный ответ.
Тем временем лето подходило к концу, ветер усиливался, начинались дожди, и вот каким-то сильным порывом ветра сдуло яблочко с ветвей. Упало оно к корням материнского дерева и решило, что теперь-то жизнь точно закончена. Теперь его участь – просто умереть, сгнить, превратиться в землю, потому что именно это происходило с яблоками, валявшимися повсюду вокруг.
Лежало оно теперь в траве, грустило и ждало, когда жизнь закончится. А жизнь все не кончалась. Внутри яблочка завелись муравьи, они щекотно бегали и рыли свои ходы внутри его мякоти. “Может, в этом мой смысл жизни есть”, – думало яблоко, – “стать домом для муравьишек? Им все равно, что я не красное, не большое и сочное, им и такое я гожусь”. Эта мысль его утешала.
Вокруг падали все новые яблоки. Новоупавшие возмущались или надеялись на что-то, лежавшие уже какое-то время жаловались на судьбу и несправедливость, потом начинали гнить, заражали гнилью других и медленно умирали.
Картина повсеместной смерти тяготила, и снова воззвало яблоко к кому-то большому:
– Зачем это все? Зачем ты заставляешь нас проходить через это?
– Во всем есть смысл, – услышал он, словно шелест, голос дерева, – не смотри вокруг, смотри внутрь себя.
Яблочко вздохнуло и сосредоточилось на том, что происходило внутри него. А внутри кипела жизнь: обустраивались муравьи, готовили запасы на зиму. Яблоку было радостно от этого – маленьким мурашкам оно стало домом и едой. “Пусть так, все не зря”, – думало яблоко, проваливаясь в сон. И снилось яблоку, что оно снова покачивается на ветке, на него светит солнышко, вокруг шелестят уже совсем не противные, а такие милые листья, внутри хорошо и спокойно, а рядом кто-то большой и такой родной. И яблочку нестерпимо захотелось увидеть его, это большое дерево, которое всегда отвечало на его вопросы, но которого яблочко никогда не видело.
– А где ты? – спросило яблоко.
– Я вокруг тебя.
– Я вижу листья и другие яблоки, почему я не вижу тебя?
– Чтобы увидеть меня, нужно вырасти. Но ты часть меня. Я все, что ты видишь, и многое, чего не видишь. Я всегда было и буду рядом с тобой.
– Я все равно тебя не вижу. Что мне нужно делать, чтобы вырасти и увидеть тебя?
– Просто думай обо мне.
Яблочко проснулось, в сердцевине было тепло и хорошо. “Просто думай обо мне”, – сказало дерево. Думать о нем было приятно и радостно, и яблочко все время думало о дереве, хотя и не могло пока его себе представить. Ему просто представлялось что-то большое, сильное и надёжное.
Тем временем осень вступала медленно в свои права, облетали листья, уже каждый день шли дожди, ночи стали холодными. Яблочко все больше теряло свой вид, оно стало коричневым, затем скукожилось и совсем высохло, но оно уже больше не сопротивлялось. Оно прожило долгую жизнь, было цветком, яблочком, а потом домом для муравьев, теперь осталось только одно желание – увидеть Его, большое и сильное дерево, чей голос яблочко слышало всю свою жизнь.
“Нужно вырасти, чтобы меня увидеть,” – говорило дерево. “Я уже не вырасту”, – думало яблочко, – я никогда не увижу тебя, но буду верить в тебя, буду всегда тебе благодарен за поддержку.
Однажды особенно сильным дождем остатки яблочка смыло в норку крота под землю. Теперь стало совсем темно и холодно. “Прощай, большой друг,” – думало яблоко, – может быть, моя жизнь была всё-таки не зря.
От оболочки яблока уже не осталось ничего, только сердцевина.
***
Снова наступила весна. Из земли под большой старой яблоней проклюнулся маленький росточек. Он сонно потянул свои лёгкие клейкие листочки к солнышку, затем оглянулся и увидел над собой что-то огромное, раскидистое, наполненное белыми пушистыми цветами. Цветы легкомысленно смеялись и переговаривались, вокруг вились рои шмелей. И все это большое воздушное облако соединялось в центре в коричневом стволе, уходящим мощными корнями куда-то глубоко в землю и тянувшем свои ветви высоко-высоко в небо.
Так вот ты какое, дерево!
Автор сказки Юлия Джемилова. Другие статьи автора.